Об университете

ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

История Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства богата достижениями. В этой связи, прежде всего, следует отметить, что не случайно в начале XX века в Узбекистане, в Ташкенте, было создано первое высшее учебное заведение, готовящее высококвалифицированных специалистов в области ирригации и мелиорации. Возможно, это яркое выражение того, что на территории нашей страны сформировалась прочная историческая основа и вековой опыт, который станет образцом и для соседних стран, своеобразным логическим продолжением творческой работы наших предков в этой области.

Существует огромное количество исторических примеров и доказательств, подтверждающих справедливость такого вывода. В Центральной Азии, где социальное развитие и сельское хозяйство на протяжении тысячелетий опирались на орошаемое земледелии, сохранение земли и воды находится в постоянном центре внимания людей, а вода ценится как основа жизни.

Известно, что даже в Узбекистане, древней земле наших предков, с древнейших времен и до наших дней формировались и развивались сферы, связанные с водой. Именно поэтому наши древние предки сначала вели кочевой образ жизни, разводили скот на берегах таких рек, как Сырдарья, Амударья и их притоков, таких как Зарафшан, Норин, Карадарья, Чирчик, а затем превратились в оседлый народ, который занимался земледелием. Эти народы, в свою очередь, занимались сельским хозяйством, доставляя воду на поля путем рытья рвов и строительства дамб, а затем сеяли сельскохозяйственные культуры на землях, расположенных над уровнем воды, прокладывая канавы. Так наши предки несколько тысяч лет назад строили простейшие ирригационные и мелиоративные сооружения, постепенно развивали орошаемое земледелие, создавали сады, расцветали долины. Таким образом, наши предки построили простые ирригационные и мелиоративные сооружения несколько тысячелетий назад, постепенно развивая ирригационное земледелие, создавая сады и рощи, заставляя долины процветать.

Наши предки на протяжении веков использовали количественные методы для решения проблем управления водными ресурсами. Особое место среди мыслителей в этих вопросах занимает Ахмед аль-Фаргани. Он был одним из наших великих соотечественников, оставивших неизгладимый след в развитии мировой науки и особенно водной науки – гидрологии. Под его руководством построенное на острове Ревза сооружение для определения уровня воды в Ниле уже 1150 лет функционирует на территории современного Египта и уже тысячи лет удивляет людей мира.

Еще во времена Амира Темура и Тимуридов наш прадед придавал большое значение ирригации и мелиорации, считая их основой земледелия. Темур построил ряд ирригационных сооружений не только на своей родине Мавераннахре, но и в Хорасане, Иране, Закавказье и в других регионах. К ним можно добавить каналы, построенные Сахибкираном в долине Мургаба, канал Бодон в долине Джойинав близ Кабула и ирригационные системы Барлос, построенные в Байлаканском районе Кавказа. В это время в долинах Самарканда, Бухары, Кашкадарьи, Марва, Туса и Герата были построены крупные ирригационные сооружения, значительно улучшилось орошение сельскохозяйственных угодий и снабжение населения водой.

Известно, что даже в последующие века глубинные принципы нашего народа в отношении воды развивались и совершенствовались. Продолжая традиции своих предков, узбекские инженеры, издавна славившиеся своим умением качественно строить самые уникальные и сложные гидротехнические сооружения, в XX веке активно участвовали в строительстве крупных водохозяйственных сооружений в таких странах, как Сирийская Арабская Республика, Демократическая Республика Афганистан, Народная Республика Ангола, Республика Вьетнам.

Так, начиная с очень древних времен, в Центральной Азии, особенно на территории современного Узбекистана, развивалось ирригационное земледелие. Особое место в истории ирригации Узбекистана занимают древние гидротехнические сооружения, которые являются материальными и культурными памятниками, созданными нашими предками и дошедшими до наших дней.

Главная цель предшественников образовательной среды начала XX века, сформировавших Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, заключалась в освобождении общества от пороков, культурной отсталости и колониального гнета, предрассудков, выводе народа на современный путь развития.

В свою очередь, все это свидетельствует о том, что 7 сентября 1920 года в городе Ташкенте было принято решение об организации Туркестанского государственного университета (ТГУ). Среди 8 факультетов, существовавших в ТГУ, который считался крупным высшим учебным заведением, соответствующим условиям и требованиям того времени, были сельскохозяйственный и технический факультеты, что, несомненно, имело важное значение для открытия несколько позднее Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства.

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

(1934-1991 годы)

С первых лет существования института и до начала 1990-х годов Узбекистан находился в составе бывшего Союза, что, конечно же, оставило определенный след не только на нашу республику, но и на жизнь и деятельность института.

Формирование Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства на базе сельскохозяйственного и технического факультетов Туркестанского государственного университета, созданного 7 сентября 1920 года в городе Ташкенте, потребовало определенного периода. В этом сложном организационном процессе потребовалось несколько лет для создания высшего учебного заведения, способного готовить квалифицированных специалистов в области ирригации, механизации сельского хозяйства и мелиорации.

В начале 1923 года технический факультет университета был преобразован в инженерно - мелиоративный факультет. В 1923-1924 учебном году были подготовлены первые специалисты. Сельскохозяйственный факультет закончили 24 человека, инженерно-мелиоративный - 16 человек.

В 1930 году было реорганизовано машиностроительное отделение сельскохозяйственного факультета САГУ - Среднеазиатского государственного университета и образован факультет механизации сельского хозяйства при сельскохозяйственном институте, с апреля 1931 года выделился факультет водного хозяйства САПИ (Среднеазиатский политехнический институт) и стал Среднеазиатским институтом инженеров и техников ирригации.

17 сентября 1934 года было принято решение о создании Среднеазиатского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Этот институт возник в результате слияния Среднеазиатского института инженеров и техников ирригации и Среднеазиатского института механизации сельского хозяйства. Немаловажную роль в формировании научных, технических, учебных и других направлений в институте сыграла деятельность ректоров того времени: А.M.Алибекова (1934-1938), Н.А.Степанова (1938-1940), Х.K. Комилова (1940-1942).

Следует отметить, что наряду с этими руководителями заслуга ряда других ученых тоже была велика. Среди них известный ученый-почвовед А.И. Димо, профессор В.Д. Юрин, Е.П. Залесский, Ф.П. Моргуненков, В.Ф. Булаевский, первая женщина-ирригатор, доцент Т.А. Колпакова, академик Кари Ниязи, Н.С. Хурусталев, Д.С. Топорнин, Н.И. Лебеденский, Г.M. Сваричевский, М.Я. Громов, Б.X. Шлегель,  Л.И. Иванов.

Период Второй мировой войны, когда Узбекистан, входивший в состав бывшего союза, также понес немало потерь, стал годом испытаний для института и его коллектива. С первых дней войны профессорско-преподавательский состав института начал свою педагогическую и научную деятельность, а студенты параллельно с учебой активно участвовали в оборонных мероприятиях, крупных строительных объектах народного хозяйства, в колхозном производстве и в подготовке руководящего персонала для ирригационного строительства. Ректоры Н. А. Степанов (1938-1940) и Х.К. Комилов (1940-1942), В. В. Винокур (1942-1943), И. И. Грибанов (1943-1946) потратили немало сил и времени для четкой организации деятельности института в предвоенные и послевоенные годы.

После окончания Второй мировой войны велась неустанная работа по доведению производства хлопка-сырца в Узбекистане до довоенного уровня. В соответствии с потребностями народного хозяйства в 1946 году в ТИИИМСХ были открыты два новых факультета: механизации гидромелиоративных работ и гидроэнергетика.

В 50-60-е годы прошлого века, когда ирригация, сельское и водное хозяйство приобретают важное значение не только для института, но и для всего Узбекистана, широкие научные круги, связанные с проблемами освоения Мирзачуля, обратили на себя внимание ученых-мелиораторов, и в этом направлении была проведена широкомасштабная работа. В эти годы продолжалось развитие и совершенствование факультета заочного обучения. Этот факультет был создан в 1964 году. Число студентов, обучающихся без отрыва от производства, увеличилось с 506 человек (1960) до 3560 человек (1966).

В 60-е годы значительно расширилась подготовка специалистов для зарубежных стран. На различных факультетах института стали обучаться граждане из стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 1961 году институт начал подготовку кандидатов наук для зарубежных стран. С 1963 года в институте стали ежегодно проводиться международные семинары для стипендиатов ООН по проблемам механизации сельского хозяйства и мелиорации. В этих конференциях принимали участие специалисты из Румынии, Египта, Ирана, Индии, Пакистана, Эфиопии, Греции и других стран.

1970-1980 годы были периодом дальнейшего развития и укрепления института. Начато строительство новых учебно-лабораторных и общежитий, в учебно-опытном хозяйстве начато масштабное строительство производственного водного хозяйства, жилых и учебных объектов. К 1970 году институт подготовил 11,5 тыс. инженеров сельского и водного хозяйства. Кроме того, на факультете повышения квалификации прошли переподготовку 1600 специалистов.

В 1967 году академику АН УзССР, заведующему кафедрой высшей математики института Т.Кары-Ниязову было присвоено звание Героя социалистического труда, а в 1970 году 137 педагогов и сотрудников института были награждены медалью «За самоотверженный труд».

Доценту А.Аскарову, заведующему кафедрой высшей геодезии и аэрофотогеодезии, профессору М.Маслову, заведующему кафедрой сельскохозяйственной техники, доценту В. Лазунову, заслуженному деятелю науки и техники Узбекистана, заведующему кафедрой политической экономии, профессору Г.Ризаву,   заслуженному деятелю науки Узбекистана, Т.Старцеву, доценту кафедры организации сельскохозяйственных предприятий и экономики было присвоено звание «Заслуженный экономист Узбекистана». Профессор П.Татур, доценты Н.Иноятов и Р.Каримов, работник учебно-опытного хозяйства Р. Ибраева награждены орденом «Знак Почета», доцент Д.Мавлонова была награждена медалью «За самоотверженный труд».

В этот период продолжилась широкомасштабная работа по совершенствованию структуры института, повышению качества подготовки будущих инженеров сельского и водного хозяйства. К началу 70-х годов продолжалось развитие ТИИИМСХ, преобразование его в крупный центр по подготовке инженерных кадров для сельского и водного хозяйства. Неуклонно растет и совершенствуется и качественный состав преподавателей института. Он вырос с 798 человек в 1978 году до 894 человек в 1989 году, в том числе 23 профессора, 346 кандидатов наук и доцентов.

К этому периоду институт превратился в крупный центр подготовки высококвалифицированных специалистов сельского и водного хозяйства. Большинство кафедр и лабораторий были оснащены техническими средствами. Профессорско-преподавательский состав института совместно с общественными организациями проводил последовательную работу по улучшению качественного состава студентов. Это позволило увеличить численность представителей сельской молодежи с 1487 человек в 1980 году до 1565 человек в 1983 году, имеющих стаж работы на производстве – со 189 до 443 человек, по направлениям колхозов, совхозов, строительных и промышленных предприятий – с 229 до 802 человек.

В 1983 году на 14 факультетах, включая филиалы, обучалось 15,5 тыс. студентов, в том числе на дневной форме обучения - 8,6 тыс. студентов. 480 из них были гражданами из 37 стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В 1987 году совместно с педагогами ТИИИМСХ планировалось организовать лицей при 142-й средней школе в Ташкенте. Были отобраны талантливые ученики, и лицей начал свою работу. Занятия в лицее вели преподаватели ТИИИМСХ. Это позволило институту еще больше улучшить качество знаний поступающих.

В эти годы к совершенствованию учебно-производственного процесса, повышению качества и масштабов научно-исследовательской работы, подготовке квалифицированных кадров для развивающихся и социалистических стран Азии, Африки и Латинской Америки, совершенствованию идейно-воспитательной работы были привлечены проректоры Ф.Рахимбиев, Ш.Юлдашев, У.Нигмаджонов, М.Мурадов, М.Иркабаев, значительный вклад внесли также деканы факультетов С.Мирзаев, С.Ходжаев, С.Мухамеджанов, Л.Антонова, Е.Файзибоев, А.Абдуразоков, Т.Ибрагимов, Ш.Пулатов, Б.Файзуллаев, Л.Белявский, С.Абдуллаев, В.Байдингер, Б.Усманов, И.Шихвалова.

В 1980-1990-е годы в институте вели плодотворную работу и добились эффективных результатов Ш.Мирзиёев, Х.Хайруллаев и Ю.Осадчий. Своей деятельностью они служили совершенствованию методов и форм организации учебно-воспитательного процесса.

За плодотворную деятельность по воспитанию и совершенствованию обучения студентов ректор института профессор С.Искандаров был награжден орденом Трудового Красного Знамени, профессор А.Останков, М.Мурадов, Ю.Осадчий, Ю.Приходько, Е.Файзибоев, Р.Худойбердиев награждены  медалью «Заслуженный работник народного образования УзССР», Х.Аскаров и Л.Машкович получили почетное звание «Заслуженный ирригатор Узбекистана»,  Н.Волкович, В.Грудцин, Т.Ибрагимов, У.Мансуров, Т.Мирсадиев – звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Узбекистана», В.Кайгородов, Д.Ярманов – звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Узбекистана», О.Лебедев, Ф.Рахимбиев, Е.Хайкин - звание «Заслуженный деятель науки Каракалпакстана».

К началу 1990 года на 50 кафедрах института работало 544 профессоров-преподавателей и научных сотрудников. Из них 40 докторов наук и профессоров, 376 кандидатов наук и доцентов, 4 – обладателя почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники Узбекистана», 20 заслуженных ирригаторов, механизаторов, землеустроителей, работников народного образования и культуры.

ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ И РАЗВИТИЯ

(1991-2017 годы)

В связи с тем, что наша страна в 1991 году стала независимым государством, за прошедшие годы в жизни республики произошли глубокие социально-экономические, политические, духовно-просветительские изменения. Столь существенные изменения и обновления стали основой для резкого поворота, формирования новой эры и в жизни ТИИИМСХ. Несмотря на некоторые экономические трудности в первые годы перехода к рыночной экономике, институт добился многих положительных результатов в подготовке специалистов сельского и водного хозяйства.

Было построено и введено в эксплуатацию девятиэтажное здание, необходимое для учебных занятий и лабораторий, пять общежитий на 21 400 мест, четыре жилых дома на 221 комнату, столовые, в которых могут разместиться 500 человек.

Институт располагал современной учебной, научно-экспериментальной, материальной базой, общей полезной площадью 110 тысяч квадратных метров. Эти экспериментальные лаборатории были оснащены оборудованием, отвечающим современным требованиям. В целях совершенствования учебного процесса была использована современная компьютерная система. В 1991 году в целях улучшения комплексной, общей и специальной подготовки студентов были созданы Общеинженерный учебный центр (ОИУЦ), Учебно-исследовательский центр ирригации и механизации. Наряду с центрами были созданы факультеты электрификации и механизации сельского хозяйства, землеустройства, экономической организации водного хозяйства.

В связи с большой потребностью в специалистах среднего звена в 1992 году в нашем институте было создано специальное отделение по подготовке фермеров. За первые десять лет в аспирантуре обучались 876 аспирантов по 14 специальностям. В настоящее время здесь готовятся к получению научной степени 105 аспирантов, в том числе 22 человека из 8 зарубежных стран. В 1993 году при ТИИИМСХ была создана общеобразовательная школа нового направления «Интернешнл-Хаус-Узбекистан» (ИХУ).

В 1994 году ученые, работающие на 50 кафедрах института, проводили научно-исследовательские работы по совершенствованию научно-технического процесса в области сельского и водного хозяйства. На этих кафедрах работали 643 высококвалифицированных педагога. Профессорско-преподавательский состав насчитывал 43 профессора, 319 кандидатов наук-доцентов.

В этот период в институте работали вице-президент Академии сельскохозяйственных наук Узбекистана Ш.У.Юлдашев, заслуженный деятель науки Узбекистана, академик О.У.Салимов, член-корреспондент Академии Р.Д.Матчанов, академик Академии естественных наук (АЕН), заслуженный деятель науки Узбекистана С.И.Ибодуллаев, академик космонавтики стран Содружества Г.Г.Умаров, академик Академии инженерных наук Г.Ш. Закиров, заслуженные деятели науки и техники Узбекистана - профессора А.А.Рачинский, С.Ш. Мирзаев, заслуженный деятель науки и техники Каракалпакстана, профессор Ф.M.Рахимбаев и другие.

В 1993/94 учебном году в институте обучались 3900 студентов дневной и 3600 заочной формы обучения. Институт располагал современным учебно-научно-экспериментальным центром, позволяющим вести занятия на высоком научно-теоретическом и методическом уровне. Он распологался  в уникальных учебно-лабораторных корпусах площадью 110 000 м2. Учебно-лабораторные кабинеты кафедр были оснащены необходимыми приборами, оборудованием, измерительной техникой. Для организации учебного процесса на основе точных расчетов служил испытательно-информационный центр в составе современного ЭВМ. Учебно-производственная практика проводились в учебно-опытном хозяйстве института, расположенном в Урта-Чирчикском районе Ташкентской области. Здесь студенты осваивали профессии тракториста, механика-водителя, строителя, электрика, наладчика и другие профессии.

Достойный вклад своим трудом в развитие института внесли профессор, который в разные годы занимал пост ректора института, С.П. Пулатов (1961-1978), проф. С.И. Искандаров (1978-1986), академик О.У. Салимов (1986-1992), проф. А.Г. Останков, академик О.В. Лебедев, проф. Ф.М. Рахимбоев, полковник запаса М.И. Муродов, проф.Б.А. Эм, проф. А.Р. Раджабов, проф. С.Ш. Мирзаев, д.э.н., профессор У.П. Умурзаков, проф. Э.Ф.Файзибоев, д.т.н. М.К. Хамидов, доц. В.В. Алексеев, доц. М.И. Исмаилов.

На протяжении 1991-2005 гг. основной задачей профессорско–педагогического коллектива института было внедрение в жизнь Законов «Об образовании» (1992 г.), «Об образовании» (1997 г.) и «Национальной программы подготовки кадров» (1997 г.), коренное реформирование сферы образования, проведение радикальных реформ, освобождение ее от идеологических взглядов и предрассудков прошлого, подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих высоким духовно-нравственным требованиям на уровне развитых демократических государств.

Важное значение для дальнейшего развития института в этот период имели постановления Кабинета Министров от 2004 года «Об организации Ташкентского института ирригации и мелиорации» и «О совершенствовании системы подготовки высококвалифицированных кадров для сельского и водного хозяйства Республики».

Вместе с тем, следует отметить, что большое значение в развитии института имело постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 2015 года № 311 «О мерах по дальнейшему совершенствованию обеспечения отраслей сельского и водного хозяйства высококвалифицированными кадрами с высшим образованием сельскохозяйственной и водной отраслей промышленности высококвалифицированными кадрами с высшим образованием».

К 2016 году количество направлений бакалавриата в институте достигло -18, а количество магистерских специальностей – 15. Количество академических лицеев при институте – 2; Общее количество студентов – 5058 (в том числе 845 девушек), из них: бакалавриатура – 4920; магистратура – 138; Количество студентов из других регионов республики составило 3816 человек (71,4%). В прошлом учебном году количество выпускников повысилось до 1179 по направлению бакалавриата и 138 – по специальности магистратура (включая увеличение на 1120 (29,8%) в бакалавриате по государственному гранту и 37 (29,1 %) в магистратуре). Подготовка кадров по направлениям знаний: образование - 5,3%; социальные науки, бизнес и право - 9,2%; машиностроение, обрабатывающая и строительная отрасли - 20,1%; сельское и водное хозяйство - 59,3%; услуги - 6,1%, наука - 2%.

В институте 5 факультетов и 31 кафедра. Названия факультетов: Гидромелиорация; Гидротехническое строительство; Автоматизация и механизация водного хозяйства; Землепользование и земельный кадастр; Экономика и менеджмент. Общее количество профессорско- преподавательского состава – 368 (основной состав), в том числе женщин – 102 (30,0%), из них: докторов наук, профессоров – 33 (8%); кандидатов наук, доцентов – 126 (32,7%); старших преподавателей – 68 (19,4%); ассистентов-преподавателей – 143 (40,7%). За учебный год опубликовано 651 научных статьи (из них 43 в зарубежных странах), 11 монографий, 5 учебников и 34 учебных пособия. Защищены 3 докторские диссертации.

Государственные гранты составили 627 085 тысяч сумов, инновационные проекты – 81 350 тысяч сумов, хозконтракты – 596,1 миллиона сумов. В научных исследованиях участвовали 92% профессорско-преподавательского состава. В докторантуре обучались 32 докторанта. Рекомендации, созданные учеными института на основе результатов многочисленных научно-исследовательских работ, внедрены в практику, производство и учебный процесс. Учебно-лабораторные базы кафедр были усовершенствованы и оснащены компьютерами.

Все это свидетельствует о том, что в 1991-2018 гг. в институте придавалось большое значение восстановлению и дальнейшему повышению нашей великой духовности, совершенствованию национальной системы образования, укреплению ее национальной базы, доведению ее до уровня мировых стандартов.

СЕГОДНЯШНИЕ ДНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Это дни, когда наша страна ежегодно празднует более четверти века своей независимости, знаменательны началом нового этапа в жизни и деятельности Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Этот этап начался с создания на базе Ташкентского института ирригации и мелиорации на основании постановления Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года № ПП-300 «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки инженерно-технических кадров для отраслей сельского и водного хозяйства» Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства.

На основании постановлений Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования», от 24 мая 2017 года № ПП-3003 и от 27 июля 2017 года № ПП-3151 разработана концепция развития Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства. Данная концепция утверждена Координационным советом учреждений высшего и среднего специального, профессионального образования по подготовке инженерно-технических кадров для сферы сельского и водного хозяйства.

В соответствии с Указом Президента, необходимо обеспечить агропромышленный комплекс потенциальными, конкурентоспособными кадрами, дополнительно укрепить информационную базу, провести учебно-воспитательный, учебно-опытный процесс на полевых участках (полигонах), в хозяйствах, на предприятиях, обеспечить учебный процесс передовыми педагогическими технологиями, обеспечить полное покрытие системы непрерывного образования компьютерной информационной сетью, подключенной к всемирной информационной сети, а также обеспечение качественного выполнения других требований стало основной задачей преподавателей и сотрудников института. В связи с этим разработаны и реализуются «Программа стратегии действий института на 2017-2021 годы по пяти приоритетным направлениям развития нашей страны» и стратегия перспективного развития до 2030 года.

Сегодня в институте сложился сплоченный коллектив, состоящий из большого числа профессорско-преподавательского состава, специалистов, рабочих и служащих. По состоянию на март 2018 года в 549,25 штатных единиц института работают в основном 484 профессора (из них 40 докторов наук, 171 кандидат наук), 144 профессора работают на постоянной основе (из них 21 доктор наук, 38 кандидатов наук). Научный потенциал составляет 43,6% по базовому штату и 44,0% по месту жительства.

УЧЕБНАЯ РАБОТА

В составе института 7 факультетов (Гидромелиорация, Гидротехническое строительство, Механизация гидромелиоративных работ, Механизация сельского хозяйства, Электрификация и автоматизация сельского и водного хозяйства, Землепользование и земельный кадастр, факультет экономики и менеджмента), отдел магистратуры, 36 кафедр (из них 21 выпускающие кафедры), учебно-методический отдел, информационно-ресурсный центр, центр экологических геоинформационных систем, центр информационных технологий, отдел духовности и просвещения и работы с одарённой молодежью, отдел международных связей, отдел мониторинга и внутреннего контроля, отдел маркетинга, есть отдел по работе с академическими лицеями и профессиональными колледжами и другие отделы. Адрес официального сайта института – www.tiiame.uz.

В институте ведется подготовка кадров по 25 направлениям бакалавриата и 23 специальностям магистратуры. По направлениям бакалавриата обучается 6253 человека, по специальностям магистратуры - 182, всего в институте обучается 6435 студентов. С 2017-2018 учебного года были открыты новые 3 направления бакалавриата, такие как «мелиоративная гидрогеология»,  «техническая экспертиза и маркетинг техники и технологий, «техническое обслуживание сельскохозяйственной и мелиоративной техники», а также «водосберегающие ирригационные технологии», «гидравлика и инженерная гидрология», подготовка кадров по специальности магистратуры осуществлялась по 4 специальностям экономики и менеджмента.

В институте поощряется молодежь, занимающаяся научными исследованиями, уделяется внимание их творческим изысканиям. Привлечение исследователей, докторантов и талантливой студенческой молодежи к научными темами отрасли, создание условий для научно-исследовательской работы на производственных предприятиях, в научно-исследовательских и проектных институтах, оказание им материальной и моральной поддержки осуществляется в установленном порядке. 14 талантливых студентов института, участвовавших в конкурсе государственных стипендий и не победивших в ней, были удостоены стипендии Ученого совета.

При ТИИИМСХ созданы филиалы кафедр по 21 специальности в организациях и производственных предприятиях, находящихся в ведении Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан. Эти филиалы предоставляют возможность старшим научным исследователям, магистрантам и студентам проходить обучение в учебных и научных лабораториях, а также проводить научные исследования.

Есть все основания сказать, что научно-педагогический потенциал действующих в институте факультетов и кафедр отвечает современным требованиям. Потому что, согласно анализу, на 21 выпускающей кафедре  работают 270 профессоров-преподавателей. Из них 25 докторов наук и профессоров, 99 кандидатов наук и доцентов, 147 старших преподавателей и ассистентов.

В частности, средний научный потенциал 21 выпускающей кафедры составил 46,3%. В 12 из них научный потенциал составляет 50-60%, а в 2 - ниже 30%. Например, на кафедре «Геодезия и геоинформатика» научный потенциал в основном штате составляет 14%, то есть только 2 из 14 преподавателей, работающих в основном штате, являются кандидатами наук, доцентами, остальные не имеют научной степени. На кафедре «Бухгалтерский учет и аудит» научный потенциал в основном штате составил 27%, то есть из 11 преподавателей, работающих в основном штате, 3 являются кандидатами наук, доцентами. За последние три года из 270 упомянутых выше преподавателей 209 прошли повышение квалификации.

На сегодняшний день в институте ведется обучение по 491 дисциплине по направлениям бакалавриата и специальности магистратуры, все они полностью оснащены методическими пособиями и рекомендациями для самостоятельного обучения. Из них 98,5% обеспечены литературой на кириллице, 94% - на латинице, 100% - на русском языке. Из 188 учебных аудиторий института 162 оснащены стационарными учебными презентационными и мультимедийными средствами.

Количество дисциплин, преподаваемых на бакалавриатуре, 394; Общее количество литературы по программе – 4320; из них на латинице - 1432; кириллице - 2159; русском  языке -729. Количество литературы, доступной в ИРЦ - 16368; из них на латинице - 4682; кириллице - 7485; русском  языке -4201. В электронном виде – 14920; 96,2%;

Количество дисциплин, преподаваемых в магистратуре - 97; Общее количество литературы по программе – 522; из них на латинице - 131; кириллице - 239; русском языке -152. Количество литературы, доступной в ИРЦ -  1363; из них на латинице - 682; кириллице - 485; русском языке -201. В электронном виде – 1214; 91,7%э

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года № ПП-3003 «О мерах по коренному совершенствованию системы подготовки инженерно-технических кадров для отраслей сельского и водного хозяйства» к институту присоединены в Ташкентской области 3 профессиональных колледжа, в Хорезмской области - 2, в Джизакской области – 7 и  в Наманганской области - 5, а также 2 академических лицея при институте – Юнусабадский лицей и академический лицей «International House-Tashkent».

В институте также эффективно ведется работа по повышению квалификации. В частности, из 554 преподавателей в основном штате 534 прошли обучение в области педагогических технологий и педагогического мастерства, а 542 - в области информационных и коммуникационных технологий в образовании. Профессорско-преподавательский состав, прошедший обучение в области педагогических и информационных технологий, составляет 91,6%. По учебному плану на каждый год планируется участие профессорско-преподавательского состава института в курсах переподготовки и повышения квалификации. Так, в 2017-2018 учебном году в Главном научно – методическом центре (ГНМЦ) обучалось 11/12 человек, в сетевом центре при ТИИИМСХ - 63/65 человек, в других вузах- 49/51 человек. Из 128 слушателей 123 приняли участие в организованных курсах переподготовки и повышения квалификации, а 117 профессоров и преподавателей получили специальный квалификационный сертификат после успешного прохождения курса согласно итоговому отчету государственной аттестации.

ДУХОВНО–ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

В институте сформирована эффективная система проведения духовно – просветительской работы. В 2017-2018 гг. на конкурсах «Ягонасан, мукаддас Ватан», «Студенческие театральные студии», которые были организованы среди высших учебных заведений г. Ташкента на основе «программы дополнительных мер, направленных на реализацию государственной молодежной политики» по воспитанию в институте физически здорового и духовно развитого поколения, реализации государственной молодежной политики, команда института «Пропаганда» и «Веселые и находчивые» заняла 2 место.

В целях совершенствования духовно–просветительской работы в институте утверждены «Положение об организации воспитательной работы отдела духовно-просветительской работы и работы с одаренной молодежью в институте», «Положение о кураторском совете института», «Положение об организации духовно–просветительской работы в институте в общей, групповой и индивидуальной формах», «Положение об организации деятельности в духовно-просветительской комнате», «Положение об организации коллективных культурных мероприятий с участием студентов института», на их основе проводится работа.

Стало традицией на каждый учебный год разрабатывать программу работ, выполняемых в духовно-просветительской сфере, предусматривающую выполнение конкретных и дифференцированных обязанностей преподавателями и наставниками, деканами и заместителями деканов, заведующими кафедрами гуманитарных наук и всех кафедр, членов кафедры.

Каждый учебный год духовно–просветительская работа в институте рассматривается на Ученом совете и заседаниях ректората, кроме того, на Ученом совете рассматриваются отчеты факультетов и отдела магистратуры о проводимой учебной, воспитательной, научной и научно–методической работе, при этом особое внимание уделяется проведению духовно-просветительской работы.

В том числе обсуждается состояние работы по повышению эффективности духовно–просветительской работы, направленной на профилактику правонарушений, наркомании, работе с одаренными студентами в академических группах в рамках системы «учитель – ученик» и принимаются соответствующие решения. Особое значение при этом имеют военно-патриотические мероприятия.

В целях обеспечения качественного проведения еженедельных «Информационных часов», для всех кураторов академических групп организована систематическая подготовка еженедельной информации о проводимых в стране реформах, их положительном влиянии на образ жизни нашего народа, а также различная духовно-политическая информация.

Праздничные столы накрываются для пожилых людей, работающих в институте, и ветеранов войны, проживающих в близлежащих районах. В сотрудничестве с администрацией и профсоюзом института отмечаются национальные праздники, в том числе «8 марта – Международный женский день», «Навруз», «9 мая – День памяти и почестей», «День независимости», а также новогодние мероприятия. В студенческих общежитиях студенты отмечают праздник Навруз проведением различных спортивных игр, готовят сумаляк и праздничный плов.

Сегодня особое внимание в институте уделяется повышению эффективности духовно–просветительской работы, повышению уровня качества пропагандистской работы среди студентов и повышению духовно–просветительского мировоззрения молодежи, дальнейшему улучшению состояния использования современных информационных технологий в реализуемых новых проектах и методах.

С 2017-2018 учебного года каждую неделю по понедельникам для всех сотрудников и студентов института проводится урок духовности. На этих мероприятиях, проводимых выдающимися учеными, известными артистами, специалистами в области духовности и просвещения нашей республики, особое внимание уделяется актуальным вопросам, связанным с воспитанием гармонично развитого поколения и подготовкой конкурентоспособных кадров, обладающих глубокими знаниями и высоким интеллектуальным потенциалом, необходимыми для развития нашей страны.

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНСТИТУТА

Научный потенциал института высокий, в учебном процессе работают 48 докторов наук и профессоров, 181 - кандидатов наук и доцентов, а остальные - старшие преподаватели и ассистенты.

В институте сформирована эффективная система научно-исследовательской работы по государственным научно-техническим программам, хозяйственным договорам, лицензионным договорам, международным грантам. В плане научно-исследовательской работы института предусмотрены 2 фундаментальных, 23 практических, 1 прикладной для молодых ученых, 3 инновационных государственных гранта, 14 хозяйственных договоров с Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и другими организациями, а также 50 государственных грантов. Всего было выполнено 93 тематических исследований. В 2017 году с итоговыми отчетами выполнена 51 научно-исследовательская работа, с промежуточными отчетами – 42.

В институте принята «Программа подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации», налажена мониторинговая работа по составлению индивидуальных планов работы молодых ученых, занимающихся научными исследованиями, выполнению диссертаций и сдаче квалификационных экзаменов. На сегодняшний день в докторантуре института обучаются 32 докторанта, из них на первой ступени - 13, на второй ступени - 9, на третьей ступени - 10, в базовой докторантуре - 27 докторантов, в докторантуре (DS) - 5. Всего в институте работают 134 независимых соискателя, из них 27 обучаются в базовой докторантуре, 5 - в докторантуре.

По результатам научных исследований докторантов, независимых исследователей в 2014 году защищена 1 докторская диссертация, в 2015 году – 3 докторские диссертации, 4 кандидатские диссертации (PhD) (в университетах Европы), в 2016 году – 3 докторские диссертации, в 2017 году – 3 докторские диссертации и 2 кандидатские диссертации PhD.

Также, исходя из имеющегося в институте научного потенциала, при ТИИИМСХ и ТГАУ организована работа цифрового научного совета DSc.27.06.2017.I.10.03 (экономические науки по 2 специализациям), дано разрешение на защиту диссертаций, выполненных на соискание ученых степеней, налажена оперативная и прозрачная оперативная деятельность каждого ученого совета.

-- Цифровой научный совет DSc.27.06.2017.I.10.02 при ТИИИМСХ (технические науки по 4 специальностям);

-- Цифровой научный совет DSc.27.06.2017.I.10.01 при ТИИИМСХ (технические науки по 2 специальностям);

Научная работа, проводимая в институте, в основном посвящена проблемам сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и путям их решения. По результатам научных работ за последние три года в институте опубликована 51 монография, 523 республиканские и 333 зарубежные научные статьи, более 500 республиканских и более 200 зарубежных тезиса. Также получено 53 патента и авторских свидетельства.

В институте имеется ряд научных лабораторий, и они работают эффективно. В частности, учебно-научные лаборатория действуют на факультете гидромелиорации на кафедрах ирригации и мелиорации, гидравлики и гидроинформатики, гидрологии и гидрогеологии, использования гидромелиоративных систем и экологии и управления водными ресурсами; на факультете гидротехнического строительства на кафедре строительства гидротехнических сооружений и использования водной энергии и насосных станций; на факультете механизации сельского хозяйства на кафедре сельскохозяйственных машин;  на факультете гидромелиоративных работ на кафедре механизации гидромелиоративных работ; на факультете автоматизации и электрификации сельского хозяйства на кафедре электроснабжения и возобновляемых источников энергии.

Например, в 2017 году профессорами и преподавателями института опубликовано 24 монографии, 16 учебников, 48 учебных пособий, 26 рекомендаций, получено 39 актов по внедрению результатов. Количество опубликованных научных статей - 1189, из них 153 - в зарубежных научных журналах, 392 - в сборниках международных конференций, 217 - в республиканских научных журналах, 427 - в сборниках республиканских научных конференций. Количество цитирований профессоров и преподавателей института в системе Google Scholar — 2175.

ИЗУЧЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В ТИИИМСХ эффективно налажено изучение зарубежного опыта и международных связей. В связи с этим осуществляется сотрудничество со многими организациями. Например, для создания системы использования международной научной базы данных EBSCO профессора и магистры, занимающиеся научной деятельностью, могут использовать IP-адрес филиала: search.ebscohost.com.

Для создания системы использования базы данных Web of Science с главного сервера был зарегистрирован статический IP-адрес института и организован доступ через этот IP-адрес. Информационно-ресурсный центр имеет все условия для доступа к международной научной базе данных Web of science, работы с загружаемыми данными, получения или скачивания необходимой информации, такие условия созданы в интересах профессорско-преподавательского состава, научных исследователей.

Организуются краткосрочные и долгосрочные стажировки и командировки профессорско-преподавательского состава и докторантов в зарубежные вузы. Профессорско-преподавательский состав института проводит занятия (лекции, семинары и практические занятия) в зарубежных вузах.

Институт имеет эффективную систему обучения иностранным языкам и зарубежному опыту, эффективные связи с родственными высшими учебными заведениями развитых стран, крупными научно-исследовательскими центрами. В связи с этим, следует особо отметить, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков», приказами института от 12 июля 2013 года № 410-а/ф, от 17 декабря 2013 года № 660-а/ф, от 20 декабря 2014 года  № 481-а / ф, от 25 декабря 2015 года № 483-а / ф и от 25 декабря 2016 года 483-а/f в течение года для профессорско-преподавательского состава был организован многоуровневый курс иностранного языка.

В 2017 году в институте в рамках программы Европейского союза Erasmus+ были реализованы 5 международных проектов: международная кредитная мобильность, университет Гумбольдта, Германия (2017-2022гг.), Международная кредитная мобильность, Лундский университет, Швеция (2017-2019гг.), Dsingis: докторантура в области геоинформатики (2017-2020 гг.), Международная кредитная мобильность, Зальцбургский университет, Австрия (2017-2021гг.), Международная кредитная мобильность, университет Вайнштефана-Триздорфа (2017-2021гг.), 1 от Министерства образования и науки Федеративной Республики Германия (Bmbf): BioWat: Адаптация к изменению климата в управлении ресурсами на соленых и сухих орошаемых землях в Центральной Азии (2017-2019гг.), а также 1 в сотрудничестве с университетом Карабука в Турции: «Мевлана» по обмену студентами и профессорско-преподавательским составом.

В настоящее время в 12 группах курсов английского языка после занятий обучаются 172 преподавателя. В институте каждая неделя пятницы объявлена «Днем общения на английском языке». Именно в этот день все педагоги-сотрудники и руководители общаются на английском языке.

В 2017-2018 учебном году из университетов, вошедших в топ-300 лучших в мире благодаря образовательным проектам Erasmus+ ТИИИМСХ и Европейского Союза, обучение проводилось на английском языке: Виетсма Ева (Нидерланды) по дисциплине «Управление проектами»,  Дагмар Балла (Германия) по дисциплине «Водосберегающие технологии орошения», Себастьян Маасен (Германия) по дисциплине «Использование водных ресурсов и их охрана», Синта Бертакчи Уво (Швеция) «Управление водными ресурсами и изменение климата», Белла Маркус (Венгрия) по дисциплине «Геодезия и геоинформатика», Чэнь Си (Китайская народная республика) по дисциплине «Экономика природопользования», Мохаммад Буалхамам (Объединенные Арабские Эмираты) по дисциплине «Геоинформатика и фотограмметрия», Фохар Халид (Великобритания) по дисциплине «Картография», Милан Хормуз (Швеция) по дисциплине «Лазерное сканирование», Кристоф Траун (Австрия) по дисциплине «ГИС-технологии».

Институт добился положительных результатов в рамках международного сотрудничества. Всего в 2017 году с зарубежными вузами-партнерами, научными исследовательскими центрами, организациями и учреждениями заключено 32 контракта, соглашения и меморандумов.

В 2015-2017 гг. на основе международных грантов 11 молодых преподавателей были направлены на обучение в докторантуру, 26 студентов магистратуры и бакалавриата - в университеты Европы, 121 профессорско-преподавательского состава прошел стажировку и повышение квалификации в зарубежных университетах.

В рамках программы Erasmus Mundus в 2010-2017 годах институт получил 69 образовательных грантов по проектам SASIA I, SASIA II и SASIA III. В 2017 году в образовательные процессы института и Центры переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров было привлечено 7 высококвалифицированных иностранных ученых, преподавателей и специалистов. 24 августа 2017 года между Ташкентским институтом инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (ТИИИМСХ) и Региональным экологическим центром Центральной Азии (РЭЦЦА) был подписан меморандум о взаимном сотрудничестве. В рамках меморандума создан начальный этап сотрудничества – единый «Специализированный и научно-исследовательский центр».